?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Учимся читать ритм по нотам
m_ludenhoff
Многие гитаристы, привыкшие пользоваться табами и играть на слух, испытывают большие трудности с чтением нот, причём преимущественно из-за чтения ритма. Звуковысотную составляющую нотной грамоты освоить, оказывается, значительно легче, чем ритмическую. Однако, освоить ритмическую составляющую тоже не так уж сложно, о чём и пойдёт речь ниже.

Первое, что надо знать — это, разумеется, сами азы нотной грамоты, в части записи длительностей нот и пауз, музыкальных размеров и многоголосия (как выглядит запись нескольких голосов на одном нотном стане). Эта информация содержится в любом учебнике по элементарной теории музыки. Такой информации много и в интернете, например:
http://www.midi.ru/scores/h1_1_4.html
http://www.drumspeech.com/lessons.php?id=179
http://www.drumspeech.com/lessons.php?id=180
http://www.music-theory.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=93&Itemid=205
Эта информация проста, её нужно просто прочитать и понять.

Дальше возникает вопрос, как же практически расшифровать попавшийся в нотах сложный ритмический рисунок, отчётливо представить себе его звучание. Возьмём такой пример:



Вначале нужно научиться быстро представлять себе "сведение" звучания нескольких голосов в один. Для этого требуются только базовые знания, о которых речь шла выше. Предыдущий пример может быть упрощённо записан (или просто представлен себе в уме) так:



После этого расшифровываем ритм путём подписывания счёта к каждой ноте и паузе. Для этого находим самую мелкую длительность (ноту или паузу) в такте и считаем именно этими длительностями. Например, если размер 4/4, но в такте попадаются шестнадцатые, будем считать шестнадцатыми, т.е. так, как будто размер у нас 16/16. Вот ритмическая расшифровка нашего примера (нам будет достаточно восьмых, как будто размер у нас 8/8):



Далее играем это, считая восьмыми ("под ногу" или под метроном). Очевидно, что сыграть это в сверхмедленном темпе не представляет большой проблемы, раз мы уже всё точно расписали и знаем, на какие доли надо играть, а на какие — просто выжидать. Затем постепенно увеличиваем темп игры, добиваясь запоминания ритма так, чтобы его можно было воспроизвести уже интуитивно, на слух, без счёта и метронома, или под "нормальный", более "редкий" счёт, соответствующий знаменателю размера (в нашем случае — половинными нотами).

Если в такте встречаются ноты с точками, "самой мелкой" длительностью для расшифровки будет длительность, как минимум вдвое меньшая такой ноты. Например, если в такте есть восьмая с точкой, расшифровывать надо шестнадцатыми, зная, что восьмая с точкой — это три шестнадцатых по длительности.

Таким образом, теперь мы знаем, как расшифровать любой ритмический рисунок, но пока делаем это очень медленно.

Следующее, что необходимо хорошо понять — это то, что один и тот же ритмический рисунок может быть записан разными длительностями, что может влиять только на скорость исполнения, но не на суть самого ритма. Скажем, фигура "четверть, затем две восьмые" — это абсолютно то же самое, что фигура "восьмая, затем две шестнадцатые", только в два раза медленнее. Если же указать в партитуре в два раза больший темп, то это будет вообще абсолютно то же самое. Т.е. роль играет только отношение длительностей друг к другу, но не их абсолютная величина. Таким образом, если мы пропорционально увеличим или уменьшим все длительности (и указанный размер) в конкретной нотной записи, мы получим ту же самую музыку, но в другом темпе (если не изменим само указание темпа).

Выбор композитором абсолютной величины длительностей зависит от удобства записи (выбираются длительности покрупнее, чтобы не рисовать слишком много вязок), а также от интуитивно-эмоциональных соображений "легковесности". Четверть — это шаг, восьмые и шестнадцатые — бег, половинные и целые — почти остановка (однако, бежать можно медленно, а идти — быстро). Очень мелкие длительности даже в медленных темпах означают "малозначительность" каждой такой ноты для музыкальной мысли в целом. Вальсок на 3/8 должен восприниматься более "легкомысленным", чем обычный вальс на 3/4, даже если он играется пропорционально медленнее и т.д.

Из вышесказанного следует, что всех возможных на свете ритмических фигур и рисунков гораздо меньше, чем могло бы показаться, т.к. большинство из них повторяют друг друга, но только записываются другими длительностями в абсолютном выражении. На самом деле, существует максимум несколько десятков "ритмических клише" (группировок из нескольких нот, разных по длительности), из которых и состоит почти вся хоть сколько-нибудь популярная музыка. Если запомнить такие клише, они станут легко узнаваемыми визуально при чтении нот, что увеличит скорость чтения партитур в разы (в части ритма). Собственно, все академические музыканты, бегло читающие "с листа", читают ритм именно этим способом: выхватывают взглядом знакомые ритмические клише.

Рискну попробовать найти основные из таких ритмических клише.



Если вы хорошо будете представлять себе их звучание (в части ритма) и научитесь быстро узнавать их, когда они записаны в других (пропорциональных) длительностях, проявляя способность к обобщению — это ключ к быстрому чтению ритма по нотам.


  • 1

Благодарю за важное уточнение.

Особенно для меня понятно и ценно рассуждение о ритмических фигурах. Не знаю удастся ли преодолеть эти дремучие заросли (в моих глазах, и очень надеюсь, что не навсегда) на сей раз, но если удастся, Ваш вклад для меня будет очевиден. Всех благ!

  • 1