m_ludenhoff (m_ludenhoff) wrote,
m_ludenhoff
m_ludenhoff

Category:

Альтернативные системы нотной записи

Интересно, что время от времени люди пытаются создать альтернативные системы нотной записи... Примеры:
ЛИРА - линии радуги
Новый способ нотной записи
Music Notations: Guided Tour
ABC notation

Ну, и понятно, для гитары широко используются различные виды табулатур. Универсальность нот состоит в том, что они одинаковы для любого инструмента, и самое важное — в нотах наглядно видна звуковысотная организация музыки. Достоинство же табулатур состоит в том, что их проще читать. В нотной записи чтение происходит как бы в два этапа: вначале определяем, что это за нота, затем ищем её на грифе. В табулатурах вместо этих двух этапов присутствует вроде бы только один. Однако, как мне кажется, у табулатур можно найти и другие преимущства... Что, если попробовать записывать табулатуры примерно так:





Длина каждого такта — ровно 16 пунктиров. Это означает, что в каждом такте можно сыграть не более шестнадцати последовательных нот. Пунктиры сгруппированы по четыре для удобства визуального восприятия. Таким образом, это прообраз четырёхдольного размера, где каждая доля может содержать не более четырёх нот (четыре четверти шестнадцатыми или подобное). Такое количество пунктиров и их группировка выбраны сообразно ритмической структуре пьесы, т.е. в другой пьесе (или любой другой части этой же пьесы) это могло бы быть иным. Каждая "нота" в табулатуре расположена точно в том месте по горизонтали, где она начинает звучать. Таким образом, информация о том, в какой момент нужно извлечь звук, присутствует. Продолжительность звучания "ноты" показывается жирным пунктиром. Таким образом, информация о длительности присутствует тоже.

Аппликатура правой руки сверху, левой — снизу. В четвёртом такте есть барре и скольжение, которые отражены в аппликатуре левой руки. Во втором и третьем тактах есть приём гитарного легато, который отражён в аппликатуре правой руки (прочерки вместо пальцев). Впрочем, ничто не мешает и просто дужку нарисовать.

Помимо "легче читать" есть и ещё одно очень существенное преимущество: запись идёт в реальном шестиголосии (сколько струн, столько и голосов). Таким образом, например, любое гитарное педалированное арпеджио будет записано несравненно точнее, чем нотами. Нотами никому не придёт в голову выписывать педалированное арпеджио точно, т.к. в этом случае ноты станут полностью и бесповоротно нечитабельными. Здесь же — более ясная информация для человека, а для компьютера — тем более. Например, любое гитарное арпеджио, записанное нотами в Finale или Sibelius, будет проиграно компьютером всегда крайне неточно, не "по-гитарному". А в приведённой табулатурной записи компьютер мог бы воспроизводить записанную партитуру гораздо более адекватно.

Вроде бы, я ничего не придумывал: все эти приёмы записи встречаются в разных табулатурах, но почему-то не вместе... Интересно, почему же это широко не применяется, а табы всегда записываются как-то криво и примитивно, в том числе и даже в специализированном софте?

Рисунки набраны ASCII символами, и естественно, в таком виде с ними серьёзно работать нельзя. С нормальной графикой всё это было бы гораздо компактнее. Кроме того, аппликатура вверху и внизу фактически необязательна, как и в нотах. Думаю, такой способ записи более громоздок, чем ноты, максимум процентов на 20-30. При этом компьютеризировать такой набор даже проще: аппликатурные обозначения не "плавающие", а сидят всегда в чётко определённых местах, нет вязок и штилей и т.д.
Tags: музыкальная теория
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment